Излишек потребителя
Введение
Цели работы
  • Знакомство с применением экономической модели «Излишек потребителя».
  • Исследование факторов, влияющих на величину излишка потребителя.
  • Экспериментальное определение зависимости величины излишка потребителя от влияющих факторов.
План выполнения работы
1. Прочитайте теоретические пояснения. Уясните сущность выделенных терминов.
2. Ознакомьтесь с механизмом компьютерной модели.
3. Выполните задания в соответствии с порядком выполнения лабораторной работы. Заполните приведенные таблицы и ответьте на вопросы, приведенные в заданиях.
4. Проверьте полученные вами знания, ответив на контрольные вопросы.

Краткая теория

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара.
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
ГРАФИК СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины спроса и предложения от цены.
Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса и предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения.
Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер.
Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений.
ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной цене и равновесному количеству.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.
РАВНОВЕСНОЕ КОЛИЧЕСТВО – совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ – разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.

Ознакомление с моделью
1. В данной модели вы можете изменять два фактора: наклон кривой спроса и наклон кривой предложения. Это можно сделать при помощи поля со счетчиком в верхней правой части модели или движков на шкале, расположенной справа от графика. Попробуйте изменить наклон кривых.
2. Кроме того, на модели есть переключатель между режимами «неделимый товар» и «делимый товар».
3. Нажмите кнопку Сброс. Она сбрасывает все результаты и возвращает модель к первоначальному состоянию.
4. В начальном состоянии вы находитесь в режиме «неделимый товар». Он нужен для того, чтобы лучше понять сущность излишка потребителя.
Неделимый товар – товар, который можно приобрести только целиком (например, телевизор). Вы видите, что равновесной ценой является 5 тыс. руб, а равновесным количеством – 5 шт. Такое небольшое количество использовано для того, чтобы наглядней показать случай неделимого товара.
Итак, по цене 5 тыс. покупатели готовы приобрести 5 телевизоров данной марки. Для простоты представим, что это пять разных покупателей. Однако, поскольку кривая спроса имеет убывающий характер, мы можем увидеть, что первый покупатель готов приобрести этот товар за сумму 7,31 тыс. руб. Значит, его излишек равен 7,31 – 5 = 2,31 тыс. руб. У второго покупателя излишек равен 6,73 – 5 = 1,73 тыс. руб. и т. д. Лишь последний покупатель приобрел товар без излишка.
Сложив все излишки, получаем общий излишек потребителя, равный 5,77 тыс. руб.
5. Перейдите в режим «делимый товар». Делимый товар можно приобретать в любых, не обязательно целых, количествах. Таким товаром может быть, например, бензин. В этом случае излишком потребителя будет вся область, которая находится над горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене, но ниже кривой спроса.
6. Нажмите кнопку Записать. Основные значения, характеризующие диаграмму, записываются в таблицу, расположенную внизу модели.

Методика и порядок выполнения лабораторной работы
1. Экспериментальным путем ответьте на вопрос «Зависит ли размер излишка потребителя от наклона кривой спроса и кривой предложения».
Ответ запишите.
2. Попробуйте ответить на вопрос «Влияет ли каким-либо образом кривая предложения на излишек потребителя».
Ответ запишите.
3. Определите форму зависимости излишка потребителя от наклона кривой спроса. Для этого выполните следующие действия.
Проведите измерения и заполните таблицу 1 (для неделимого товара) и таблицу 2 (для делимого товара).

Неделимый товар
Наклон кривой спроса Излишек потребителя
20º
25º
30º
35º
40º
Таблица 1. 

Делимый товар
Наклон кривой спроса Излишек потребителя
20º
25º
30º
35º
40º
Таблица 2. 

По данным таблицы постройте график зависимости излишка потребителя от наклона кривой спроса.

Выводы из работы

Сделайте выводы по проделанной работе (исходите из проведенного анализа; выводы должны соответствовать поставленной цели работы).

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое излишек потребителя?
2. Как на графике спроса и предложения можно определить излишек потребителя?
3. Каким образом форма кривой спроса может повлиять на излишек потребителя?
4. Может ли форма кривой предложения повлиять на излишек потребителя?